Наверх

Очерк развития белорусско-польских отношений

Международные отношения между Республикой Беларусь и Республикой Польша  официально были установлены 2 марта 1992 года. Польша была одним из первых государств, признавших независимость Беларуси. В марте этого года было подписано соглашение о дипломатических и консульских отношениях. В этом же году  было согласовано открытие трех новых погранпереходов, оговорены условия поставок  каменного угля в Беларусь а также создание совместного коммерческого банка. Был подписан ряд соглашений, касающийся трансграничного сотрудничества, передвижения, защиты и поддержки взаимных инвестиций, а также совместной борьбы с преступностью.

Однако начало белорусско-польских отношений не было однозначно позитивным. Прежде всего возникли вопросы межгосударственной границы. Беларусь не желала признать существующие  до этой поры границы, аргументируя свою позицию тем, что 16 августа 1945 года  она не являлась одной из сторон Польско-советского договора.  Кроме этого, Беларусь выражала желание создать автономный Белостокский округ  и признать его этнической белорусской территорией. В сложившихся обстоятельствах польская сторона сочла невозможным выработку совместной политической декларации.

Значительным препятствием в углублении отношений между  Беларусью и Польшей  стали различия во взглядах на дальнейшее развитие государств.  Польша выбрала евроатлантический курс развития, в то время как Беларусь делала ставку на внутреннюю политику и укрепление связей с Россией. Беларусь, по мнению польских партнеров, не предпринимала достаточных инициатив для сближения с Западом, предпочитая сотрудничать только в отдельных, наиболее выгодных областях – увеличение объемов транзита товаров через территорию Польши, строительство ширококолейной железнодорожной ветки до Гданьска, аренда торговых судов. В итоге в конце 1992 года в  дипломатических отношениях между двумя странами возникли серьезные разногласия. Беларуси были предъявлены обвинения в  сближении с Россией и нежелании функционировать в качестве суверенного государства.

Тем не менее, сохранилась общая динамика политических отношений. Так в 1993-1994 г.г. было намечено сотрудничество в военной сфере. Польша не была заинтересована в участии Беларуси в Ташкентском соглашении, которое предусматривало создание военного блока в рамках СНГ. Развивалось также экономическое сотрудничество —  торговый оборот превысил 0,3 млрд. $, а Польша стала главным торговым партнером Беларуси, не считая стран СНГ. Однако в последующие годы этот показатель снизился. Причиной этому польская сторона назвала нежелание Беларуси развивать свободные рыночные отношения.

Конец 1993 г. и 1994 г. принесли  серьезные сигналы о различии геополитических концепций Беларуси и Польши. В ответ на решение Польши вступить в НАТО, Беларусь выразила обеспокоенность перспективой непосредственного соседства с этим военным блоком, расценив его как недружественное и 5 января 1994 года подписала Ташкентское соглашение.

После президентских выборов в июле 1994 года наметились очередные проблемы в белорусско-польских отношениях. Надежды польского руководства на возможную прозападную ориентацию президента РБ  Александра Лукашенко не оправдались. Польша выражала обеспокоенность приостановкой процесса передачи Беларусью ядерного арсенала России, политикой А. Лукашенко по укреплению связей с РФ. Усилилась напряженность, связанная с мерами, направленными на ограничения деятельности в РБ польских ксендзов и недовольством польского меньшинства, проживающего в Беларуси. Как следствие заметно снизилось и экономическое сотрудничество.

Начиная с весны 1996 года польская политика по отношению к РБ осуществлялась по двум направлениям. С одной стороны, отмечалась нацеленность на продолжение диалога, но с другой осуществлялось давление, требующее изменений внутренней политики. 30 марта 1996 года состоялась встреча президентов Квасьневского и Лукашенко, на которой были обсуждены вопросы сотрудничества в рамках еврорегионов «Буг» и «Неман».   Квасьневский признал на встрече, что Беларусь имеет право интегрироваться с Россией, но повторил, что Европе нужно суверенное белорусское государство.

2 июня 1996 года польская дипломатия выступила с предложением о создании т.н. «Брестского треугольника», предусматривающего трехстороннее польско-белорусско-украинское сотрудничество. Однако Беларусь ответила отказом, сообщив, что не будет сотрудничать с государствами, критически относящимися к ее внутренней политике.

После того, как в ноябре 1996 года президент РБ продлил свои полномочия на полтора года и устранил из парламента оппозицию, польская дипломатия приняла стратегию так называемого «критического диалога» — открыто критиковала деятельность белорусского президента и снизилауровень межгосударственных отношений. Придерживаясь выработанной концепции, Польша  пыталась повлиять на позиции белорусского руководства по отношению к внутренней политике вообще и к польскому меньшинству в частности. Однако окончательного прекращения связей не произошло. Польша опасалась, что Беларусь может полностью перейти под влияние Москвы.

Не прекращая попыток оказать влияние на изменение ситуации в Беларуси, Польша попыталась оказать давление, используя «многостороннюю» дипломатию – тема Беларуси поднималась на встрече руководителей 12 государств восточной Европы в сентябре 1997 года в Вильнюсе. Польша намеревалась также использовать свое председательство в ОБСЕ для убеждения Беларуси изменить внутреннюю политику. Но Минск категорически отвергал любую критику. А в июне 1998 года произошел международный скандал, касающийся дипломатического городка в Дроздах. Дипломатические отношения со странами ЕС и США были прерваны, а Запад применил в отношении РБ санкции.

В дальнейшем, несмотря на явную напряженность в отношениях и не желая менять подходы в попытках повлиять на внутренние процессы в Беларуси (в 2001 году польская сторона раскритиковала условия проведения президентских выборов), общая концепция польской дипломатии стала более лояльной по отношению к сотрудничеству с РБ. В ноябре 2002 года Польша не поддержала идею продления санкций ЕС и США в отношении представителей белорусских властей. Постепенно стали улучшаться торговые отношения и общий торговый оборот в 2003 году составил 0,5 млрд. $.

2004-2006 годы ознаменовались очередными проблемами в межгосударственных отношениях. Введение Польшей визового режима для граждан РБ, критика референдума 2004 года, разногласия в отношении польского меньшинства привели к тому, что в 2005 году Беларусь начала выдворять польских дипломатов, а в июле Польша отозвала своего посла. Крайне негативно Беларусь отнеслась также к принятому Сеймом 7 сентября 2007 года Закону о Карте Поляка. Однако, как отметила польская сторона, уже в феврале 2008 года белорусский президент отнесся более лояльно к Карте Поляка и более доброжелательно стал отзываться о поляках, проживающих в РБ.

Белорусские парламентские выборы в сентябре 2008 года уже не были оценены Западом так негативно, как прежде. Польша снизила стоимость виз, начались переговоры о либеризации визовой политики между странами. Заработала программа Восточного партнерства.

На сегодняшний день, несмотря на имеющиеся противоречия, экономическая составляющая сотрудничества между двумя странами улучшилась.  Ежегодный оборот превысил 3 млрд.$. Отмечается рост взаимной заинтересованности в сотрудничестве. Польских инвесторов в Беларуси привлекает мебельная промышленность, сельское хозяйство, информационные технологии. Но в прогнозировании дальнейшего сотрудничества необходимо учитывать значительное влияние политических  процессов, происходящих в настоящее время как внутри Беларуси, так и за рубежом. Учитывая исторический  опыт развития белорусско-польских  связей,  нельзя исключить  возможности развития событий по уже имевшим место  сценариям, оказавшим негативное влияние на двусторонние отношения Беларуси и Польши. Сейчас польские политики, обсуждая перспективы отношений с Беларусью не могут дать однозначный ответ на вопрос, что это будет – новые шансы или старые грабли.

Польша нисколько не заинтересована в том, чтобы иметь рядом сильного и экономически независимого соседа. Благополучие соседа должно возрасти до уровня, позволяющего приобретать польские товары в более широком ассортименте и объемах (проблема сбыта в Европе стоит достаточно остро и Беларусь представляется очень перспективным партнером). Вторым аспектом, характеризующим польскую заинтересованность в сотрудничестве, является соседство Беларуси с Россией. С одной стороны, Польша видит большие перспективы для своего бизнеса (создание в РБ совместных предприятий и последующая реализация своей продукции под белорусским флагом на бездонном рынке РФ), с другой, Польша очень опасается возможного более тесного сближения (объединения) РБ с Россией, чего Польша никак допустить не может.

Александр Харитонов

Author avatar
Молодые Эксперты
https://expertclub.by
Молодые авторы и начинающие эксперты. Есть что расказать? или хочешь стать частью комьюнити? Раскрывать вопросы и насущные проблемы , а также находить новые решения для повышения уровня жизни своего города ? НАПИГИ НАМ! egexpertclub@gmail.com

оставить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *